В Крыму небольшая команда под руководством Сипавина Валентина в рамках проекта «Ледолазание без границ» сделала маршруты для драйтулинга.
Основной идеей было сделать совершенно разные маршруты в плане сложности, чтобы их могли пробовать и лазать люди с разным уровнем ледолазной подготовки.
Еще прошлой осенью меня случайно занесло в Симферополе в район «Фонтаны». Увидав, как мне показалось тогда, нереальный грот, я решил, что простаивать такому месту нельзя и что когда-нибудь сделаю там маршруты.
И так сложилось, что активно отдыхая после ледолазного сезона, я нашел идейную, финансовую и шлямбурную поддержку своему проекту традиционно в www.vertikal.biz . Помочь шлямбурами еще пообещал магазин Геккон (Ялта).
И вот мы втроем в две ходки загружаемся в паровоз, т.к. цепи, болты, уши, перф, провода, ключи и прочее барахло весят нереально. А еще будет движок килограмм так в 50… В Запорожье подсаживаются еще двое.
Дальше можно в красках описывать получение первого опыта пробивки маршрутов, особенно на потолках, но не буду утруждать лирикой.
Только особенности получившегося.
ПЕРВОЕ и ГЛАВНОЕ!!!
Не лазьте с молотками по пробитым рядом скалолазным маршрутам!!! Чтоб не спутать, все сделанные драйтулинговые маршруты помечены краской надписью DT. Я пообещал авторам маршрутов на Фонтанах и руководству ФАиС Крыма, что ледолазы уважают скалолазные маршруты, т.к. тоже по ним лазают и портить их не будут! Я сам отношусь к любым маршрутам как к интеллектуальной собственности и проявлению творчества.
Для скалолазов – можете пробовать лазать по маршрутам руками, категории давайте общественности!
ДЕТАЛИ
Не смотря на советы опытных пробивщиков, я пробивал распорными анкерами, а не клеевыми. Как по мне, на нависании и даже в потолке болты сидят хорошо, не проворачиваются, гайка хорошо затянута; на некоторых потолочных точках установлены по 2 гайки по совету Жени Екимова (Симферополь)…
Да, было пару раз, что анкер начинал прокручиваться или не затягивался. Это скорее следствие того, что отверстие и, соответственно, болт попали в пустоту – карст, как-никак. Забивал рядом новый. Чтоб такого не случалось на потолке, каждую дырку пытался продувать ртом – понять, попал в пустоту или нет. Так что сложные маршруты, можно сказать, зацелованные при рождении )))
Уши фирмы Крок, сделанные из нержавейки, оказались удачной формы. Уши от Геккона тоже хороши.
Порода – мягкий известняк. Много пустот. Поэтому почти все зацепки – глубокие, минимум в полклюва. Естественность дырок подразумевает их направление в самых невероятных направлениях. Поэтому при опробовании, почти всегда я мелком ставил пометки, в какую сторону работает зацепка. Это не значит, что не помеченные мелом зацепки использовать нельзя, просто отмечены основные и глубокие. Маленькие углубления сразу подрабатывал перфоратором, чтоб не скололи хрупкие мизера – маршруты ведь планировались как обучающие. ВЫВОД: не точите клювы перед лазанием в этом районе – это только разрушает маршрут, а учитывая большую глубину зацеп, не дает никаких преимуществ.
Все маршруты вверху оборудованы двумя сблокированными цепью анкерами со спусковым кольцом.
В «легкодоступных местах» с целью предотвращения скручивания ушей несознательными спелеологами, скалолазами, мародерами и прочими вредителями, по совету того же Жени, многие болты заплющены или со сбитой резьбой. Не пугайтесь, это так задумано И еще, перед тем, как лезть маршрут, визуально убедитесь, что спусковая цепь на месте, т.к. их могут вырвать просто ломами на металл… Ну, такая страна у нас…
КАК ДОБИРАТЬСЯ
Район расположен на окраине Симферополя.
Когда-то тут проводился скалолазный фестиваль
http://livecrimea.com/node/1120
http://www.risk.ru/users/korj/10742/
Инфа оттуда, мною дополненная.
Изначально, можно добираться с двух сторон: подходить к скалам сверху или подходить к скалам снизу.
С Ж/д вокзала:
Добираться с ж/д вокзала нужно на любой маршрутке, что идет на Западную Автостанцию (идёт точно №57). С Западной автостанции маршрутка № 78 идет до конечной к магазину в посёлке Фонтаны. Оттуда пешком все время прямо, минуя слева водонапорную башню, кладбище, какие-то постройки. И подходите к скалам сверху, причём до последнего момента непонятно где они. Если будете на машине – сильно не разгоняйтесь (смотри фотку). Вы окажетесь сверху массива. Спуститься вниз можно без проблем, троп много.
К низу массива:
С а/с «Западная» каждые 5-10 минут идет масса маршруток в сторону остановки «колодец». От Западной Автостанции до «колодца» ехать 10 минут. Вид от остановки «колодец» на массив на фото. По тропе вокруг бетонного заборчика, вверх по сыпухе – 200-300 метров.
Как видно на картинке выше, в палатках можно стоять, на полянках сверху массива. Мы стояли прямо в большом гроте, 3 палатки, можно, думаю, до 5. Другие места с довольно покатым уровнем, не удобно. Лесников тут нет, костры палить можно)).
Красными стрелками отмечен подъезд снизу под скалы, белыми – заезд сверху. Советую лучше авто оставлять на верху, так к нему можно будет добраться в случае чего за 2 минуты, вниз ходить ~20.
С ЮБК:
Если вы едите с ЮБК, то при въезде в г. Симферополь окажетесь в районе Марьино, оттуда так же нужно ехать на всех маршрутках, что идут на Западную Автостанцию.
Из Севастополя:
Въезжая в Симферополь со стороны Севастополя, сразу оказываетесь на Западной Автостанции, она на въезде в город.
КОМФОРТ:
Массив ориентирован на запад. Поэтому утром солнце приходит поздно (в мае – около 12 дня), заходит напротив грота – светло допоздна. Маршруты на потолке все время в тени.
Вода внизу в колодце, когда ведра нет, можно просить в домиках – у многих есть скважины.
Магазин – на конечной 78 маршрутки.
Машину оставлять сверху – бежать до нее 5 минут, но ее не видно. Внизу оставлять не очень хорошо – бежать 15 минут.
МАРШРУТЫ.
Первый опыт он и есть первый опыт. Была цель пробить маршрутов больше, но у нас выпало много времени из-за выпендрёжа генератора. В итоге, когда движок соизволял работать, я лез на потолок как и ночью в 22 часа, так мог поднять всех и в 5 утра. Но пацаны держались! Получилось маршрутов не очень много, но это только начало!
С другой стороны, осталось некоторое количество болтов с ушами, и есть желание сделать еще маршрутов. Это в качестве анонса))).
В итоге, на сегодняшний момент сделано 7 маршрутов. Категории даны практически интуитивно, поэтому требуют подтверждения!!! Поэтому, все молотки в руки и на первопрохождения!!!
1 – СПРОБУЙ МЕНЕ! М5/М6
2 – FIRST М5/М6
3 – NIGHT DREAM М9+/М10
4 – FANTASY М10+/М11
5 – 30 ЛЕТ М7/М8
6 – НЕ ОЧКУЙ! М7/М8
7 – ПЕРВЫЙ ОНСАЙТ М7/М8
Итак, по порядку.
ЛЕВЫЙ СЕКТОР (хотя, конечно, «сектор» звучит громко )
1 – СПРОБУЙ МЕНЕ! 5 оттяжек М5/М6
2 – FIRST 6 оттяжек М5/М6
Находятся чуть левее основного грота. По полке от NIGHT DREAM влево 15м, упираемся в 2-хметровую стенку с синей стрелочкой вверх. Залазим на нее – сверху есть хорошие зацеки, торчит болт, и влево еще 10 метров. Маршруты короткие, легкие, учебные. Зацепки помеченны мелом. Делались для детей и девочек
Не опробовались, категория требует подтверждения. Маршруты ждут первопрохождяния!
ФОТО. МАРШРУТЫ ЛЕВОГО СЕКТОРА
Далее.
ГРОТ.
В гроте удалось сделать два маршрута. Но потенциал еще есть. В дырах много птичьих гнёзд, не пугайтесь.
3 – NIGHT DREAM 13 оттяжек М9+/М10
4 – FANTASY 16 оттяжек М10+/М11 (берите веревку 60м)
Нависание большое, все движения несложные, опробовал только с верхней страховке при съёме снаряжения. Почти всё естественное, особенно на потолке. Помеченные мелом зацепки. СОВЕТ: маршруты длинные, возьмите пару оттяжек подлиннее, чтоб прощелкивать их на вогнутых местах маршрутов. Если есть старые оттяжки и карабины – можете оставить, особенно на FANTASY, т.к. снимать оттяжки будет проблематично.
Маршруты требуют оценки.
ФОТО. Левый сектор и Грот.
ПРАВЫЙ СЕКТОР.
Правее основного грота нужно пройти метров 300, за маленьким гротом увидим скалолазные маршруты. За BIKINI BOOM есть 3 маршрута.
5 – 30 ЛЕТ 8 оттяжек М7/М8
6 – НЕ ОЧКУЙ! 6 оттяжек М7/М8
7 – ПЕРВЫЙ ОНСАЙТ 8 оттяжек М7/М8
Скажу сразу, пробивка получилась не густая, есть разлёты по 1м 20 см, но первые шлямбура близко, вщелкивания с хороших зацеп. Правда, с ногами бывает не очень. Зацепки также помечены мелом. Чтоб избежать искусственных дырок, маршруты петляют влево-вправо от шлямбуров.
Эти три маршрута я залез. Если честно, думал, что трассы будут полегче, но когда полез, некоторые движения показались относительно длинными. Так что качайте блок Залез принципиально без «четвёрок».
ФОТО:
СОВЕТЫ НОВИЧКАМ.
По всем вопросам можете обращаться лично ко мне:
valexandro-831@yandex.ru , аська 456164927, есть в контакте и фейсбуке
1. Лазайте только в кошках с передним монозубом. Это намного удобнее, техничнее и комфортнее. Да и второй зуб может только разрушать скалу и усложнять лазание.
2. Лазание в скальниках может быть нереальным, т.к. есть просто маленькие дырки, куда можно поставить только передний зуб, а не скальник.
3. Лазайте с молотками, у которых есть на ручке верхний крючок для смены рук на инструменте, т.к. в некоторые зацепки поставить 2 молотка невозможно (современные модели ледовых инструментов имеют такой крючок).
4. Лазайте в каске и страхуйте тоже в каске, т.к. лезущий может уронить вам на голову инструмент, например. Или сорвавшись, прилететь кошками в голову.
5. Лазайте в перчатках, т.к. руки начнут потеть и держать молоток станет проблематично.
6. Не цепляйтесь инструментами за шлямбура и тем более за карабины своих оттяжек – это может быть небезопасно!
7. И еще раз прошу: не лазайте с молотками по скалолазным трассам. Эта наша культура поведения.
Отзывы по категориям пишите мне или выкладывайте в сетях!!!
Сипавин Валентин
Проект состоялся при поддержке:
Интернет-магазина www.vertikal.biz
www.vertical-tour.com.ua
Магазин Геккон (г. Ялта)
Огромное спасибо Папышеву Егору и Бершову Олегу!!!