Свяжитесь с нами   |   Контакты

.

Вход для пользователей

Канал новостей

RSS-материал

ОПАСНОСТЬ, НАДЁЖНОСТЬ, РИСК В АЛЬПИНИЗМЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НЕПРЕЛОЖНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

автор: 
Волков Леонид

Рассматривая проблему обеспечения безопасности при обучении альпинистов, автор не останавливается на технических средствах и приёмах организации страховки – они детально освещены во многих руководствах. Цель данного обзора – акцентировать внимание будущих инструкторов на основных принципах и общих мерах обеспечения безопасности при организации работы альпмероприятия, на способах подачи учебного материала, которые помогут обучаемым критически оценить собственный опыт и соотнести его с накопленным за десятилетия опытом отечественного альпинизма, а так же на тех «мелочах» в организации учебного процесса, которые нередко упускаются из вида или кажутся несущественными.

Правомочность термина «опасность» применительно к горам и увлечению альпинизмом давно подвергается сомнению. (Книга Штюрмера, вышедшая лет 25 назад, называлась «Опасности в туризме действительные и мнимые»…). Но и «действительные» опасности не существуют, если из горной среды убрать человека. В горах может быть опасным только наше присутствие. Тем не менее, это утверждение не содержит фатализма. Многолетний опыт показывает: есть восходители, которые длительно безаварийно ходят в горах, и есть люди, постоянно «притягивающие» опасности.

Пересматривается и взгляд на понятие «безопасность», о чем говорит уже само название книги И.А. и А.И. Мартыновых «Безопасность и надёжность в альпинизме».

Можно ли говорить о полной безопасности человеческой деятельности в горах? Причем деятельности любой – исследовательской, промышленной, тем более − спортивной? Разумеется, нет. Горная природа, горный климат не являются естественной средой нашего обитания, зачастую эта среда агрессивна, враждебна, опасна. («Зоной смерти» назвал физиолог Карл Херлигкоффер область высокогорья за определенной чертой.) Отношение к «опасности» может быть двояким в зависимости от того, кем и как оценивается угрожающая ситуация и что можно ей противопоставить. В одних случаях человек идёт на осознанный риск, рассчитывая свои силы и соизмеряя их с опасностью, в других он даже не подозревает об угрозе жизни и здоровью.

Принято умалчивать один парадокс: именно опасность влечет в горы спортсмена. Чистый воздух, горные красоты и даже «чувство товарищеского локтя» в данном случае второстепенны. Главное, что сезон за сезоном влечет в горы – желание преодолеть трудности и опасность. Те, кому жажда «адреналина» неведома, в альпинизме не задерживаются. Здоровой логике «умный в горы не пойдёт» возразить нечего. В горы пойдёт азартный, человек, которому жизнь без риска кажется пресной. Уберите риск – и горы обезлюдят.

Что можем мы противопоставить опасности? Только качество, для которого определение «надёжность» − самое точное и ёмкое. Применительно к альпинизму надёжность – это умение сохранять жизне- и работоспособность, решая спортивные задачи в самой агрессивной горной среде.

Однако существуют ситуации, когда самый грамотный и всесторонне подготовленный спортсмен обязан изменить своё отношение к категориям «опасность» и «безопасность».

Эти слова приобретают иной смысл и значение применительно к деятельности инструктора или гида. Для приехавшего в горы новичка все опасности существуют чисто абстрактно. Он не в состоянии «примерить на себя» те ситуации с несчастными случаями, о которых слышал на лекции. Его цель − покорение вершин, для чего он увлечённо осваивает «технику передвижения», отводя всем вопросам безопасности второстепенное значение. Поэтому главная задача инструктора – усилить акценты на безопасность и прививать надёжность, не дожидаясь, когда это качество обучаемый приобретёт на собственном горьком опыте.

Надёжность – понятие многокомпонентное. В него входит и физическое здоровье, и развиваемые спортом качества силы, быстроты, выносливости и ловкости, и волевая, психологическая устойчивость, и специфические тактико-технические навыки, и, кроме того, не поддающееся определению чутьё на опасную ситуацию.

Не существует методик обучения надёжности, это качество, подобно культуре поведения, необходимо в обучаемых воспитывать, постоянно демонстрируя его своим примером.

И все же основное в формировании надёжности – это отношение к страховке. Беглый анализ несчастных случаев показывает, что половина Ч.П. в горах происходит при грубых ошибках в организации страховки или при полном её отсутствии. И если у «мастеров» в подобных ситуациях прослеживается притупление чувства опасности, то начинающие альпинисты, кроме неумения обеспечить безопасность техническими средствами и приемами, отличаются и полной неосведомленностью о грозящей опасности, напоминая детей, собирающих цветы на минном поле.

− Дигория. Маршрут 2Б кат. тр. Группа достигает вершины. Руководитель предлагает развязаться («маршрут простой!») На спуске участница «улетает» с гребня, чудом оставшись в живых.

− Малый Домбай, 2Б кат. тр. Ситуация аналогична. Инструктор (!) предлагает группе развязаться, объясняя это тем, что «если кто-то сорвется, он сдернет другого». Результат тот же, но чуда не произошло – участник погиб.

− Белалакая, 3А кат. тр. Группа разрядников (Ростов) идет, не связываясь, «потому, что просто!» Один из участников отклоняется с гребня, срывается со стенки и погибает.

− Крым. Мшатка, маршрут «ПК» 2 кат. тр. Идущий в связке с инструктором 15-ти летний участник выходит вверх на всю веревку, срывается и гибнет на глазах у наблюдающих снизу родителей.

− Пики МНР. Группа белорусского сбора роняет с гребня фотоаппарат. После возвращения двойка получает разрешение «сходить» за потерей. Их долго ждут, затем выходят на поиски и обнаруживают тела под грудой камней, рядом с фотоаппаратом.

− При спуске с пика Гермогенова срывается с гребня и гибнет участник. Из объяснительной записки напарника: «В целях безопасности и ускорения движения мы развязались»…

Я привел несколько случаев самых последних лет, свидетелем которых был или о которых услышал из «первых уст». (К сожалению, грозная дисциплинарная комиссия Федерации альпинизма осталась в прошлом, и глобального анализа несчастных случаев не проводится.) Примеры эти говорят о повсеместном крайне низком качестве обучения начинающих альпинистов, об отсутствии элементарных установок на безаварийность, о кризисе системы подготовки в альпинизме. Выход из этого кризиса потребует широкомасштабных мер – возможно, изменения правовых основ деятельности инструкторов и гидов, а также организаций, оказывающих туристические и экскурсионные услуги, изменения статуса и должностных обязанностей работников поисково-спасательных отрядов и контрольных пунктов МЧС, возобновления системы сбора и анализа информации по всем произошедшим в горах Н.С. с широкой публикацией результатов и выводов в соответствующих печатных изданиях и сайтах Интернета, изменения программ и форм обучения альпинистов, но в первую очередь – подготовки новой генерации гидов и инструкторов альпинизма, ориентированных, прежде всего, на обеспечение максимальной безопасности обучаемых, развитие в них качества надежности, и только после этого – на выполнение разрядных норм и «закрытие клеточек». Упор на безопасность должен быть неукоснительным и преемственным от этапа к этапу. С этой целью в процессе обучения искусственно выделяют две его стороны (которые зачастую нерасторжимы) – «технику» и «страховку», с этих позиций оценивая действия обучаемых на рельефе. В конце каждого дня проводится разбор занятий с указанием ошибок и выставлением оценок отдельно по технике движения и страховке. Так же неукоснительно должна соблюдаться практика разбора восхождений, чего в последнее время придерживаются далеко не всегда. В конце смены (сбора, альпиниады) в соответствии с результатами текущих разборов необходимо вывести итоговые оценки, составить характеристики и рекомендации к дальнейшим занятиям альпинизмом. Эти характеристики не должны быть неожиданными для обучаемых – обо всех пробелах в своих знаниях и навыках каждый должен неоднократно слышать на разборах не только от инструктора, но и от товарищей. Только при этом условии критика будет воспринята как объек-тивная. Объективной и неформальной должна быть и сама характеристика; в ней, наряду с оценкой личностных качеств и успехов в « технике» надо отразить и отношение к страховке и мерам безопасности. Цель таких характеристик – еще и в обеспечении преемственности в обучении. Инструктора последующих этапов обязаны учесть мнение своих предшественников, и в первую очередь – об уровне «надёжности» спортсмена.

Альпинисты, не приобретающие стереотипов надёжности и постоянно пренебрегающие правилами обеспечения безопасности, должны сдерживаться в росте даже при условии их «технической» грамотности.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНИ НАДЁЖНОСТИ.

Для каждого из этапов подготовки характерны свои трудности в усвоении материала обучаемыми, и на начальных этапах (НП) таким «трудным» местом является восприятие страховки как глобальной системы мер и действий (как правило, на вопрос: «что такое страховка?» начинающий укажет на петлю с карабином...)

С первых занятий на этапе НП-1 необходимо внушить принцип НЕПРЕ-РЫВНОСТИ СТРАХОВКИ и требовать его неукоснительного соблюдения. Очень важно, чтобы у обучаемых, впервые встретившихся с новым приемом, понятием, элементом снаряжения, сразу вырабатывался стереотип правильного его использования – от заученных ошибок впоследствии избавиться нелегко. Вот пример: нередко выявляется неумение разрядников пользоваться ледорубом для самостраховки в движении, в самозадержании при срыве, поэтому стереотипы обращения с ледорубом, способы его переноски и использования должны быть выработаны и закреплены с первых дней пребывания в горах.

Так же стереотипно начинающими альпинистами должны быть освоены и закреплены приемы движения и самостраховки на перилах. Привычным должно стать ношение каски и рукавиц, ориентировка внимания в сторону потенциальной опасности (снежный карниз, камнепадоопасный склон, движущийся напарник, горящий примус, и т.д.)

На этапе НП-2 эти навыки должны быть закреплены и приобретены новые как необходимое условие выполнения 3-го разряда. Среди них:
− умение выбрать и правильно использовать выступ рельефа для страховки напарника и самостраховки; умение правильно разнести и сориентировать точки страховки и самостраховки;
− освоение азов «работы с верёвкой» − набор и выдача колец, укорачивание верёвки, элементы лазания с кольцами в руках на простом скальном рельефе;

− отработка подачи основных команд при работе в связках.

На этапах спортивной подготовки самой большой трудностью оказывается приобретение навыков движения с одновременной страховкой. Как правило, участники, не освоившие этой премудрости, в дальнейшем спортивном совершенствовании успехов не достигают. Печальных иллюстраций здесь более чем достаточно. Вот примеры только за один 1961 год:
− При спуске отряда значкистов с в. Кальпер выяснилось, что участники не умеют пользоваться страховочной верёвкой, и командир отряда К. дала указание всем развязаться. При прохождении скальной полки потеряла равновесие и упала вниз головой на 30 метров участница И.
− При траверсе вершины Замок сорвалась с площадки у выступа, через который страховала, и погибла разрядница Ч., так как не организовала самостраховку и не закрепила на себе узлом избыток верёвки.
− Совершая восхождение на Б. Когутай 2А кат. тр., пятеро разрядников со стажёром шли не страхуясь и не связываясь, так как верёвка «мешала им при движении». Под вершиной сорвался и погиб участник И.

Ещё один камень преткновения на этом этапе – организация спусков по верёвке с продёргиванием. Без освоения комплекса этих приёмов до автоматизма на тренировочных занятиях и восхождениях с инструктором выпуск групп на самостоятельные восхождения недопустим.

На этапе СС группа должна уметь грамотно организовать страховочную цепь на рельефе 5 − 6 кат. тр., обеспечить надёжную страховку на снежно – ледовом маршруте при любом состоянии снега и фирна. Обязательное требование к участникам этого этапа − умение оказать медицинскую помощь по жизненным показаниям и определить способ транспортировки пострадавшего при различных травмах и заболеваниях, а также самостоятельно провести транспортировку травмированного напарника при восхождении в двойке

В круг обязательных знаний и умений на этапах СС − СМ включаются также тактические навыки – альпинисты этих квалификационных уровней обязаны грамотно составить и обосновать тактический план восхождения. Они должны правильно решить большинство предложенных им ситуационных задач, включая задачи на тактику.

Спортсмены этапа СМ должны, кроме того, уметь грамотно провести спасательно–транспортировочные работы на рельефе любой сложности.

На каждом из этапов, таким образом, достигается какой-то относительный уровень надёжности, соответствующий квалификации спортсмена.

Что касается «опасности», то это также не равнозначное понятие для спортсменов разного уровня подготовки. Об этом не следует забывать, «примеряя» к себе и своему опыту любую ситуацию, с которой встречаются альпинисты невысокой квалификации.

Инструктор, работая с обучаемыми любого этапа (в первую очередь с начинающими) никогда не может быть уверен в их (и своей!) безопасности: несмотря на все предостережения, найдется участник, который с кольцами веревки в руках, а то и вовсе без страховки, выйдет на карниз снежного гребня, будет пересекать закрытый ледник, при перестежке на перилах окажется без страховки. Мне известно немало случаев тяжелых травм при падении со скалолазных стендов, когда обучаемый стартовал, забыв привязаться к верёвке, или не закрутив муфту карабина.

Инструктор обязательно должен проверить, как его подопечный (или любой другой, менее опытный спортсмен) завязал узел, закрепил перила, организовал страховку или решил иную техническую задачу. Нередко на реальном рельефе, особенно в усложненных условиях (непогода, плохая видимость и т.д.) из головы начинающего альпиниста начисто вылетают знания и навыки, которыми он достаточно овладел на тренировках «внизу». Я был свидетелем того, как участник отцепился от страховки при дюльфере в крутом ледовом кулуаре потому, что ему «не хватило верёвки». На моих глазах, после подробной вводной беседы и демонстрации инструктором приёмов движения по крутой осыпи, девушка новичок решила обойти снизу огромный камень, который тут – же перекатился через неё. В руках «новичка» опасен горящий примус, кастрюля с кипятком. Он рискует не вернуться, зайдя по нужде за перегиб гребня; прыгая через трещину, непременно зацепиться кошками за брючину или «улетит» (что тоже бывало) споткнувшись на тропе, идущей по гребню морены. Кстати, о тропе, наиболее «безопасном» участке передвижения в горах. На тропе, ведущей к «Зеленой гостинице», выше погранзаставы, можно увидеть мемориальную табличку: «Здесь погиб наш товарищ, горный турист…» Идя дальше, встречаем полустертую надпись на большом камне у переправы через ручей. Здесь утонул приехавший на практику студент – геолог из Харькова. С тех пор переправа оборудована перилами из «катанки» и за них придерживаются, переходя речку. Более действенную страховку, как правило, не организуют. Удержится ли рукой за эту «проволоку» поскользнувшаяся девушка с тяжелым рюкзаком? (з.м.с. Алексей Москальцов на Эвересте, провалившись в трещину, не удержался за веревочные перила). В подобных случаях не следует бояться «перестраховки», помня, что страхуются не там, где сложно, а там где опасно. В этом плане хотелось бы сохранить слово «безопасность», как рабочий термин и принципиальное понятие, применительно к условиям, в которых проходит обучение. Задача инструктора – обеспечить возможно более полную безопасность подопечных. Никому в спортивной группе не придет в голову очищать от камней или «актировать» ледовый склон, по которому проходит маршрут восхождения, но те же действия − непреложное условие организации учебного занятия.

Вырабатывать установку на безопасное поведение у начинающих альпинистов необходимо уже на тренировках и теоретических занятиях в городе. С первого дня пребывания в горах акцент на безопасность любой деятельности должен стать неукоснительным.

ОБЩИЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

Начало работы альпмероприятия отмечается распоряжением, зачитываемым в первый день, в последний день до сведения личного состава доводится распоряжение о закрытии мероприятия. Ответственность за жизнь и здоровье участников в период между двумя этими моментами полностью лежит на руководящем составе и инструкторах мероприятия.

Вся безопасность деятельности должна строиться на осознанной дисци-плине.

Автор не грустит по ушедшим в прошлое полувоенным порядкам альплагерей с построением по ранжиру, печатным шагом и рапортами на «линейке», но без утреннего построения, на котором инструктор может убедиться в наличии участников, осведомиться об их здоровье и самочувствии и ознакомить с рабочими планами на день учебно-спортивную работу построить невозможно.

В день открытия мероприятия на построении или в специально отведенное время рассказывается о правилах поведения на территории лагеря (базы), весь личный состав предупреждается о том, что в случае выхода с территории лагеря дежурный инструктор должен быть извещен о целях отлучки и времени возвращения.. Тогда же не лишним будет указать на особенности обычаев и нравов местного населения, предостеречь от необдуманных контактов. В дальнейшем все самовольные отлучки должны строго пресекаться. Вот два случая из опыта автора – начспаса альпбазы:

– На ужине в столовой отсутствовали две девушки. Из сбивчивых объяснений их подруг выяснилось, что они собирались пойти на склон за ягодой. Весь инструкторский состав и старшие разрядники базы (около сорока человек) вышли с фонарями на поиски. Аврал был отменен уже за полночь, когда обе «пропажи» вернулись с дискотеки.

– Вернувшись с занятий, на ужин не пришел «значкист» Х. лагеря «Торпедо» (Цей). В результате длительных поисков всем составом альпбазы его тело было обнаружено под стеной утёса «Монах». Команда соседнего лагеря обрабатывала здесь новый «шестёрочный» маршрут и в связи с уходом на спасработы оставила на стене верёвки, карабины, связки крючьев. Это снаряжение и было целью самовольной отлучки.

На основе элементарной бытовой дисциплины внедряются в сознание начинающих альпинистов нормы безопасного поведения. В дальнейшем, по мере роста их знаний и опыта, установка на безаварийность должна стать осознанной и сопутствовать обучаемым в течение всего пребывания в горах – во время занятий, подходов, восхождений. Задача инструктора – в умелом управлении этим процессом, в грамотном, доходчивом разъяснении любой угрожающей ситуации, каждого неверного шага подопечных.

Требованием необходимой дисциплины является и привычка двигаться на подходах колонной по одному, с равными интервалами и назначением ведущего (если это не сам инструктор) и замыкающего. Этот приём помогает держать в поле зрения инструктора всю группу и сохранять ровный темп движения, не допуская задержек и отставания участников. Обязательным он становится на рельефе повышенной опасности (закрытый ледник или камнеопасные травянистые склоны, движение по которым требует манёвра группы), а так же при вытаптывании ступеней на снежном склоне.

Никогда не следует забывать и о самой непредсказуемой особенности жизни гор – лавинах. Лавинная опасность зависит от суммы множества факторов – крутизны склона (отмечены грандиозные лавины уже на склонах в 12 градусов!), характера подстилающей поверхности, толщины снежного пласта и условий перекристаллизации частиц в его горизонтах, не последнюю роль имеют сила ветра и характер солнечной экспозиции. Планируя работу альпмероприятия, выпускающим и начспасу следует помнить о возможности схода грунтовых лавин в начале сезона после многоснежных зим; даже небольшие снегопады могут создать лавиноопасную обстановку в кулуарах в первые несколько дней.

Ещё одно решение тренерского совета, относящееся к разряду общих мер безопасности должно быть проведено распоряжением по альпмероприятию и в дальнейшем находиться под постоянным контролем старшего тренера, выпускающих, и начспаса – установлению времени суток, после которого передвижение по маршрутам и в высокогорной зоне вообще запрещается. Это же может касаться любых условий плохой видимости (туман, снегопад), когда потеря ориентиров даже на подходах может привести к аварии.

– 1977г., а/л «Домбай». Четвёрка инструкторов, спустившись с Эрцога по м-ту 3А кат. тр., вышла на «подушку». Траверсируя склон в условиях плохой видимости (сильный туман), группа отклонилась от пути спуска и оказалась над скальным поясом. Небольшая лавина, сбросившая четвёрку на скалы, оказалась роковой.

– В 1975г. при аналогичных обстоятельствах погибла группа из четырёх инструкторов а/л «Ала-Тоо», приняв понижение гребня за спуск к перевалу Металлург.

– 1985г., АУСБ «Артуч». Группа перворазрядников, совершив восхождение на в. Энергия 5А кат. тр., спускается в лагерь. Сбившись в темноте с тропы, решили стать на ночёвку на скальной полке над сбросами. Страховка отсутствовала, и, потеряв равновесие, сорвался с полки и пролетел 30 метров по «бараньим лбам» участник Г. (время происшествия – 23.30). К нему спустились только утром.

Категорически запрещено должно быть движение по маршруту в грозу. Все меры безопасности должны быть приняты группой при первых признаках грозовой обстановки.

Игнорирование этого правила, попытка «проскочить», приводили к смертельным поражениям разрядом молнии на вершинах и гребнях (Эрцог, Джайлык, Шхельда, Мачхапара). В отдельных случаях наблюдались поражения молнией и при попадании группы в зону облака без каких либо признаков грозовой опасности. (Так, в 1977г. при траверсе Короны (5А кат. тр.) погиб от атмосферного разряда инструктор И. при отсутствии признаков грозы – отсутствовали помехи радиосвязи, группа была накрыта облаком не более чем на 20 минут.)

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СНАРЯЖЕНИЯ.

Некачественное снаряжение в прошлом было нередкой причиной несчаст-ных случаев:
– под весом восходителя, идущего на И.Т.О., лопнул перекаленный скальный крюк, что привело к серьёзной травме (в. Шхельда);
– разогнувшиеся зубья кошки стали причиной срыва и гибели двух спасателей (Дыхтау);
– команда, идущая маршрут на Ушбе, получила радиограмму, что взятыми ледобурами нельзя пользоваться – «ухо» одного из них удалось оторвать руками;
– самодельный «жумар» при срыве «перекусил» верёвку (Джайлык, 5Б кат. тр., 1984г.).

Случаев разрыва верёвки, самостраховочных петель, самодельных страховочных «систем» так много, что нет нужды приводить примеры. В последние годы работы альпбаз была принята практика «актирования» начспасом или комиссией инструкторов всего нестандартного или самостоятельно изготовленного снаряжения – крючьев, карабинов, закладных элементов, кошек, касок, страховочных систем и т. д.

В настоящее время всё подобное снаряжение, изготовленное кустарно и не имеющее сертификата УИАА или компетентного заключения о прочностных характеристиках, удовлетворяющих требованиям УИАА, должно быть отбраковано перед началом работы альпмероприятия и не допущено к использованию.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕРКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ

Обеспечение безаварийности всей учебно-тренировочной работы в альпи-низме начинается с проверки безопасности мест проведения занятий, в первую очередь выбранных для этого участков ледника, скальных выходов, переправ через горные реки, мест проведения занятий по спасательно-транспортировочным работам и сдаче контрольных зачётов перед первым восхождением по маршрутам 4-ой и 5-ой кат. тр.

Для этого начальником спасотряда мероприятия или местного КСП назначается комиссия в составе не менее трёх инструкторов (возглавляемая, как правило, самим начспасом). Места проведения скальных занятий проверяются обязательно в начале сезона, перед каждой новой сменой работы альпмероприятия и после каждой непогоды со значительными осадками. Комиссия обязана проверить состояние всех учебных маршрутов, провести их очистку от «живых» и плохо держащихся камней, нанесенной после непогоды грязи, проверить состояние стационарных перил и ограждений, забитых крючьев и других «точек» для организации страховки. Внимание необходимо уделить свободно лежащим над маршрутами камням и расположенным выше камнеопасным склонам. Маршруты лазания желательно промаркировать и пронумеровать. По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указывается состояние всех маршрутов, степень их безопасности, а также номера маршрутов, не пригодных к использованию с указанием причин.

1961г. а/л «Торпедо». Инструктор Р. для проведения скальных занятий с разрядниками выбрал не актированный участок скал – узкий камнепадоопасный кулуар в стороне от маркированных учебных скал. Спонтанный камнепад сверху привёл к травмированию и гибели третьеразрядника Ч.

Аналогичному ежесменному актированию подлежат места занятий по снежной и ледовой технике, однако, учитывая быстро меняющуюся обстановку снежно-ледовых участков, значительную скорость вытаивания камней, образования трещин и торошения льда, инструктор, проводящий занятия, обязан на каждом выходе самостоятельно проверить места, отведенные для урока и подходы к ним, убедившись в их безопасности.

Проверяется состояние снежных мостов, зондируются «закрытые» участки ледника, по которым пролегают подходы, выявляются и маркируются обнаруженные трещины, ледниковые «колодцы», ледовые стены и серраки, грозящие обрушиванием, каменные «грибы» (возле которых так любят фотографироваться участники…). При выборе пути подхода и мест занятий не следует забывать, что на ледниках серьёзную опасность представляют камни, падение которых возможно с морен, серраков, вышележащих склонов.

– 2003г. Отделение «значкистов» в связи с поздним (в 9 часов!) выходом на восхождение на пик Профсоюзов 2А кат. тр. не успело засветло вернуться на бивуак. Дождь и туман вынудили заночевать в ледовой трещине нижней части ледника. Ночью сверху пошли вытаявшие под дождём большие камни. По счастливой случайности все остались живы, отделавшись травмами (перелом ключицы, черепно-мозговая травма с потерей сознания, ушибленная рана бедра, ушибы головы).

– 1971г. Домбай. Два отделения третьеразрядников, не совершив восхождения на Зуб Софруджу 3А кат. тр. (ухудшение погоды, туман, дождь), начали спускаться с перевала по пути подъёма. Через 15 мин. шедшая первой участница С. провалилась в неглубокую трещину. Помогая ей выбраться, возле трещины скопились все остальные. В это время со стен Зуба Софруджу сошёл камнепад в направлении группы. Одним из камней была травмирована и погибла на месте участница Т.

«Выкаты» под ледовыми склонами, где проводятся занятия, необходимо очистить не только от крупных, но и от мелких вмёрзших в лёд камней, которые могут стать причиной серьёзных травм при срыве участника со скольжением или при отработке приёмов самозадержания.

Особое внимание при проведении занятий следует обратить на взаимное расположение участников, не допуская их нахождения друг над другом, чтобы исключить травмирование осколком льда при рубке ступеней, случайным камнем, а так же кошками при срыве верхнего.

Ношение каски и очков, работа в рукавицах – обязательное требование при занятиях на льду. При проведении занятий на снежно-ледовом рельефе особое внимание следует уделить обучению самозадержанию при срыве. Отработке этих приёмов уделяется, как правило, незначительное время в конце урока – участникам не хочется мокнуть в раскисшем снегу, а при выполнении приёма на льду кроме того нередки травмы кистей, ушибы коленей, повреждение одежды (в свою бытность «участником» автор вспоминает одно единственное полноценное занятие по самозадержанию, проведенное с ним , и то на этапе «СМ»). Возможно, в прошлом этой теме уделялось больше внимания, но уже с конца 70-х годов в описаниях несчастных случаев с альпинистами прослеживается тревожная тенденция: сорвавшиеся скользят по склону, «не делая попыток к самозадержанию», или попытки эти неэффективны даже на склонах умеренной крутизны.

Так, в 1980 г. на пологом склоне сорвалась и, не делая попыток задержаться, вылетела на сбросы двойка участников Чемпионата страны – к.м.с. О. и мастер спорта Ч. В 1984 г. таких случаев отмечено четыре, и снова среди погибших – мастер спорта П., сорвавшийся на фирновом склоне крутизной 25 − 30 градусов.

Надо отметить, что актуальность проблемы в эти годы возросла ещё и в связи с изменением экипировки альпиниста – использованием одежды из скользких синтетических тканей (возможно, здесь следует обучать приёму, используемому на Западе – переходу от скольжения к глиссированию на рантах ботинок и штычке). Необходимо обратить внимание и на то, что отсутствие антабки у современных ледорубов нередко приводит к потере ледоруба при падении и невозможности самозадержания.

Закреплять полученные навыки задержания следует многократно, используя для этого каждую возможность при возвращении с занятий и восхождений; приём необходимо отрабатывать в различных вариантах: с рюкзаком и без него, в скольжении на животе и спине, а также головой вниз по склону.

Ещё одну распространённую и узаконенную ошибку закладывает инструктор в сознание обучаемых, демонстрируя страховку через ледоруб на снегу, когда верёвка заложена за древко не полностью забитого ледоруба. Подобный «учебный» приём не сработает в условиях реального срыва, и требуется немалый опыт и мастерство, чтобы успеть при этом максимально выбрать верёвку, добить и нагрузить ледоруб и начать протравливать.

Печальных случаев при использовании этого рутинного приёма так много, что нет нужды приводить примеры. К действенным приёмам обеспечения безопасности на снежных и фирновых склонах относится страховка с использованием лавинной лопаты, айс-фи с лопатками, несложных в изготовлении «фирновых» крючьев или хотя бы закреплённого на ледорубе карабина

БЕЗОПАСНОСТЬ ВОДНЫХ ПЕРЕПРАВ.

Крайне осторожным и осмотрительным должен быть инструктор при выборе места занятий по переправам через горные реки. Традиционные споры о том, как располагать перила относительно бревна (выше по течению или ниже), бесплодны – в каждом случае необходимо организовать действенную страховку для конкретной ситуации.

– 1971г., а/л «Алибек». К переправе через реку (бревно с натянутыми проволочными перилами) подошёл отряд значкистов. Командир отряда Р. посчитал ненужным организацию страховки. Две девушки – К. и Б. одновременно с небольшим интервалом пошли по бревну. Идущая первой К., потеряла равновесие и упала с бревна, дёрнув проволоку, что вызвало срыв Б. Метров через 25 К. выбралась самостоятельно, а Б. потоком прибило к корягам в ста метрах ниже. Через 15 мин. её извлекли из реки без признаков жизни.

– 1984г. Команда ПрикВО при восхождении на пик Ленина переправлялась через поток на леднике Большой Саук-Дара. Ушедший вперёд в поисках удобного места переправы мастер спорта У.скрылся за перегибом, и через минуту его увидели, уносимого потоком. «Перехватить» его не удалось, и он был унесен в ледовый грот. Тело У. было обнаружено ниже по течению на следующий день.

БЕЗОПАСНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ И «ЗАЧЁТНЫХ» ТРАСС.

При подготовке маршрутов для сдачи зачётов перед первым восхождением 4-ой и 5-ой кат. тр. следует обратить внимание не столько на сложность лазания, сколько на возможность организации действенной страховки тем или иным способом и использование участниками этой возможности при прохождении трассы. Психологический стресс, вследствие присутствия «судей» и зрителей, может подтолкнуть к поспешному, рискованному шагу и срыву, чего в реальной ситуации может и не быть, поэтому на «ключевых» участках необходимо предусмотреть гарантированную возможность организации надёжной страховки (включая ис-пользование «судейской» точки)

Трасса зачёта должна быть очищена от «живых» и сомнительных в этом отношении камней и организована так, чтобы при любом возможном срыве участник не оказался на большом маятнике, не ударился о полку или выступ. Всё сказанное относится к организации любых соревновательных маршрутов. Из случаев, не вошедших в материалы спортивно-технической комиссии Ф.А. СССР:
– 1983 г. «Школа» Чемпионата страны в техническом классе. Главный судья решает не готовить трассу для команд («А реальный маршрут кто им почистит?» − его довод). В первой же стартующей команде срыв с падением на скальную полку, травма позвоночника. Врач одной из команд по верёвке связки как можно быстрее поднимается к пострадавшему и по пути «вываливает» большой камень. Тот падает, разбивается, и осколок попадает в ногу стоящего внизу участника. Тяжелейший перелом голени, стопа практически оторвана, повреждены две из трёх артерий. Только чудо, вмешательство друзей и профессионализм хирургов уберегли стопу от ампутации, ещё полгода ушло на ликвидацию укорочения конечности аппаратом Елизарова. Спортсмен, сорвавшийся на трассе, остался спинальным инвалидом.
– 1988 г. Джеты-огуз, Чемпионат страны в ледовом классе. Трасса «школы» включает нависающую до 135 − 140 градусов стену серрака. Часть команд проходит трассу, затем серрак обрушивается, к счастью, это происходит ночью.

БЕЗОПАСНОСТЬ БИВУАКОВ.

Обучая устройству бивуаков, инструктор должен постоянно напоминать, что первое и основное требование к месту отдыха – это не комфорт, а безопас-ность. Не секрет, что нередко непогода, приближение темноты или утомление после тяжелой длительной работы вынуждают группу выбирать для ночёвки первую попавшуюся удобную площадку без оценки её защищённости. Вот характерные примеры:
– Перворазрядники И. и С., совершая восхождение в двойке, уже в темноте вышли на полку, на которой установили палатку. Было холодно, спальников они не взяли, экономя вес, и спать пришлось свернувшись и поджав ноги. Это их спасло: ночью на ту часть палатки, где должны были находиться ноги, сошел таких размеров камень, что сдвинуть его не удалось, пришлось отрезать полпалатки.
– Группа туристов выбрала для ночлега зелёную лужайку, не обратив внимание на то, что после проливных дождей помутнел и вздулся текущий рядом ручей… Ночью по руслу сошел сель, бесследно похоронив группу.
– Пик Джигит, 1977г. Выйдя на обработку маршрута 6-ой кат. тр., группа установила палатку непосредственно под стеной, похожей на гигантскую каровую воронку. Ночью началась обычная для этого района внезапная непогода с обильным снегопадом. Сошедшей со стены лавиной палатка была сброшена в ледовую трещину и завалена двухметровым слоем снега. Одного участника выбросило из палатки, трое погибли.

Большинство подобных несчастий бывает предсказуемо. Гораздо менее ожидаемы Ч.П., происходящие на «традиционных» бивуаках, на ночевках, которые привычно, из года в год, используются поколениями альпинистов. Их безопасность не подвергается сомнению. Тем не менее, многолетние, незаметные изменения климата и рельефа, как и внезапные метеорологические катаклизмы, могут превратить такие насиженные места в опасные ловушки

– Домбай, 1973г. Отделение инструктора Б. перед восхождением на в. Аманауз 3А кат. тр. остановилось на ночёвку в «обычном» месте – палатку поставили в верхней части ледника над небольшой «глухой» трещиной. Участники загорали, готовили обед, наблюдали за идущей по гребню над ними группой (траверс Аманауза , 4Б кат. тр.). Одна из участниц, Лена Ф., находилась в палатке, когда остальные увидели, как под ногами траверсантов рухнула часть гребневого карниза и вызвала небольшую лавинку, идущую в их сторону. Все закричали, торопя Лену вылезти из палатки, но она медлила, и тогда инструктор бросился к палатке. В этот момент ударила лавинка. Вынос был безобидно мал, но сорванную палатку с двумя людьми «припечатало» к стенке трещины. Оба погибли от разрывов внутренних органов.

– Цей, «верхние» ночёвки, отряд «значкистов» приготовился к завтрашним занятиям на льду и, получив команду «отбой», все разошлись по палаткам. Инструктора из окна хижины любуются красками заката. Вдруг, на их глазах шевельнулся трёхметровый валун и сначала медленно, затем всё быстрее покатился в сторону палаток. Оцепеневшие командиры увидели как он перекатился через одну из них, расплющив её в лепёшку. К счастью, она была пуста – нарушители режима «керосинили» в соседней.

– 13 июля 1990г. Известная трагедия на пике Ленина, унесшая множество жизней. В мульде, ставшей братской могилой, лагеря устанавливались испокон веку. Только это притупило бдительность десятков опытнейших восходителей….

Нередко Ч.П. на бивуаке происходят не по причине объективной опасности ночёвки, а из-за пренебрежения страховкой. Обжитая полка на стенном маршруте уже через несколько часов начинает казаться такой привычной и безопасной, что люди на ней начинают работать и передвигаться без самостраховки, что не раз приводило к несчастьям.

На бивуаках, как и на всём маршруте, необходимо соблюдать принцип непрерывности страховки! Вдоль всей полки, включая место, отведенное под туалет, должны быть протянуты перила, закреплённые на крючьях или выступах. Сама палатка обычно пристраховывается проведенным через неё отрезком перил, к которому на «скользящих» пристёгиваются люди. Перила должны быть «закольцованы» таким образом, чтобы при случайном вырыве крайнего крюка сорвавшийся остался на верёвке. Никаких свободно висящих концов перил не должно быть, кроме тех, которые оборудованы специально для движения со схватывающим узлом. Закрепляя перила на льду, следует помнить, что даже небольшая (вес верёвки!) длительная нагрузка, действующая на ледобур, приводит к его вытаиванию, переворачиванию и выпадению (очень красочно рассказал о таких случаях при восхождении на Жанну А. Ручкин – см. «Риск» № 10., стр. 21). Избежать этого можно, подстраховав такой крюк другим, закрученным выше ледобуром, не несущим нагрузки, а ещё лучше – скальным крюком.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ АЛЬПИНИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Чтобы добиться критического осмысления альпинистами всех составляю-щих безопасного поведения, недостаточно обучить их механическому примене-нию тех или иных приёмов страховки. Наиболее продуктивным представляется подход, предложенный четверть века назад харьковским методистом И. А. Мартыновым в его «Единой системе обучения». «К этой системе (здесь цитирую её автора) неразрывно привязан системный анализ несчастных случаев, который связывает учебную и тренировочную работу с практикой (мониторинг) и применение ситуационных задач (моделирование)».

Анализом комплекса условий восхождения и моделированием своей дея-тельности с их учётом фактически является выработка тактического плана и его обоснование при выпуске группы. Подобные «теоретические» формы занятий, куда можно отнести уже упомянутые разборы Н.С. в альпинизме и решение ситуационных задач, закладывают, с одной стороны, стереотипы оптимальной реакции на угрожающую ситуацию или аварию, и приучают, с другой стороны, критически осмысливать подобные ситуации. И то, и другое – важнейшие условия выработки надёжности.

АНАЛИЗ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В АЛЬПИНИЗМЕ.

К сожалению, подобный анализ централизовано в настоящее время не ве-дётся, а имеющиеся (но не всегда доступные для работы) материалы прошлых лет зачастую не содержат достаточной для действительно всестороннего и системного анализа информации об обстоятельствах Ч.П., или несут в себе значительные субъективные искажения фактов как со стороны участников потерпевшей группы, так и со стороны заинтересованных в этом членов ущельских или лагерных комиссий.

В недавнем прошлом эта тема всегда фигурировала в учебных планах любого этапа обучения и преподносилась в виде лекции всему отряду или даже нескольким отрядам участников различной квалификации. Вне зависимости от формы и качества подачи материала анализ происшествий, как правило, пользовался вниманием слушателей, но, увы, не всегда достигал поставленной цели – осмысления и действительного анализа чужого горького опыта. В качестве материала предоставлялись ежегодно публикуемые выводы спортивно-технической комиссии Федерации альпинизма.

Но, во-первых, лекция в данном случае не лучшая форма донесения материала до слушателей. Более эффективно обсуждение деталей и причин происшествия в узком кругу (группы, отделения), когда инструктор, зачитав обстоятельства аварии, позволит каждому из обучаемых высказать своё мнение, своё видение главных и второстепенных моментов несчастного случая.

Во-вторых, материал должен быть доступен пониманию слушателей и соответствовать их альпинистской квалификации. Лучше всего иллюстрировать типичные ошибки, допущенные группой такой же квалификации на рельефе, доступном воображению обучаемых. У спортсменов начальных этапов обучения рассказы об авариях на маршрутах 5-ой – 6-ой кат. тр. в группах «мастеров» (от самого этого слова веет непогрешимостью!) могут вызвать разве что фатализм и ощущение полной незащищенности человека от случайностей в горах. Здесь важно выявить ошибку, не зависящую от сложности рельефа, показать, что ошибка эта элементарна, что нарушены те же самые приемы страховки или самостраховки или принципы тактики, которым они следовали на своих восхождениях.

В-третьих, рациональнее знакомить обучаемых не столько с ежегодными происшествиями по стране, сколько с Ч.П., произошедшими в данном районе за несколько лет на вершинах, которые посетили или посетят спортсмены, или в районах, хорошо им знакомым по прошлым сезонам. Это позволит яснее осознать, что причина аварии не в непреодолимых препятствиях маршрута, а в нарушении элементарных правил безопасности. Проведя это занятие, недостаточно ограничиться чтением материалов Дисциплинарной комиссии. Недостаточно сообщить слушателям, что такая-то авария произошла в результате срыва на скалах, самопроизвольного или спущенного камня, лавины, грозового разряда или другого внезапного стечения обстоятельств. Необходимо выявить все основные и второстепенные слагаемые предаварийной ситуации (слабая физическая и техническая подготовка, незнание маршрута, дефицит акклиматизации, нарушения тактического плана, явное пренебрежение страховкой, нехватка снаряжения и т.д.) и довести до понимания слушателей, как весь технический и тактический брак, допущенный группой, исподволь создаёт тот аварийный фон, при котором «объективный фактор» в виде камня или срыва является лишь пусковым моментом аварии.

– 1981г., Дигория. Группа в составе двух мастеров, двух перворазрядников и второразрядника вышла на подход под Галдор Гл. 4Б кат. тр. в 17 часов, что сразу выбило её из графика – на ночлег стали в темноте, не дойдя до запланированного места (2 часа пути). Утром потеряли ещё 2 часа, но, не смотря на опоздание, на маршрут не взяли примус и палатку, надеясь вернуться в тот же день (в тактическом плане намечалась ночёвка на вершине). На вершине были уже вечером и спускались по гребню до 23-х часов, когда остановились на сидячую ночёвку, проработав 17 часов. На следующий день продолжили спуск и вышли в кулуар с плотным снегом крутизной 30 – 35 градусов, по которому двигались одновременно. У группы были две пары кошек но их не использовали. Шедший последним К. (1 разряд, руководитель) сорвался и заскользил, не делая попыток задержаться, сдёрнул второразрядника Р. Через 100 метров К. остановился, а Р., ударившись о выступающий камень, оказался отстёгнутым от карабина, который с незакрученной муфтой остался на верёвке. Попав в лавинный желоб и пролетев 400 метров, Р. погиб.

Особое внимание следует обратить при разборе Н.С. на формальные нарушения, допущенные при организации альпмероприятия, оформлении маршрутной документации, при выпуске группы на восхождение, на качество занятий, предшествовавших выпуску, на характеристики, полученные участниками аварийной группы в прошлых сезонах. Только такой подход к разбираемому материалу можно назвать его анализом.

Подводя итоги теме, необходимо указать, что в подавляющем большинстве Н.С. превалируют субъективные факторы, в первую очередь грубые погрешности в организации страховки, игнорирование правил тактики, а случаи, расцениваемые как «трагические случайности, не связанные с действиями группы», встречаются не чаще одного раза в два – три сезона.

ОСВОЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Обеспечение безопасности на восхождении в гораздо большей степени за-висит от выбранной группой тактики, чем от технических решений организации страховки на маршруте. Анализы Н.С. убеждают, что именно тактические ошибки приводят к наиболее катастрофическим авариям, при которых нередко гибнет вся группа.

Тактическую грамотность невозможно приобрести чисто «теоретически», все вопросы тактики конкретизируются, привязываясь к реальному маршруту и реальным условиям его прохождения. Основные понятия тактики обучаемые должны получить с первых своих шагов в горах. Альпинисты средних и высших этапов обучения при подготовке к восхождению должны уже самостоятельно оперировать тактическими категориями сил, средств и времени, выбирая оптимально безопасный вариант тактического плана.

Выпуск группы на восхождение всегда был важным элементом обучения тактическим навыкам. Эта процедура предполагала проверку знания всеми членами группы особенностей вершины, путей подхода, ориентиров начала маршрута, ключевых и объективно опасных его участков, мест бивуаков и контрольных туров, вариантов спуска и вынужденных уходов с маршрута, а так же расписания связи и позывных, возможностей взаимодействия с другими группами в районе.

Но, уже на памяти автора, с увеличением темпа набора вершин и спортивности восхождений, процедура выпуска всё более формализовалась. Сжатые сроки, отведенные на подготовку к выходу, когда за полдня, а иногда за считанные часы необходимо было успеть подготовить снаряжение, получить продукты и распределить груз, оформить маршрутную документацию, согласовать в нескольких инстанциях и провести выпуск на маршрут и его регистрацию в спасслужбе, приводили к тому, что подготовкой описания и тактического плана восхождения занимался один лишь руководитель или его «порученец», а остальные не имели понятия о маршруте, рассчитывая познакомиться с описанием потом. Нередко это «потом» не наступало. Особенно характерна подобная ситуация для спортивных сборов, где отеческая опёка инструкторами «своих» участников позволяла закрывать глаза на целый ряд упущений в подготовке к выходу на восхождение ради быстрейшего спортивного роста обучаемых и закрытия ими «клеточек» разрядных норм. Кроме того, даже добросовестное копирование описаний из книг А.Наумова или Ф.Кропфа, составленных много лет назад, не ознакомит с реалиями маршрутов. За прошедшие десятилетия многие из них неузнаваемо изменились и требуют иной тактики прохождения. Нередко подходы под вершины стали сложнее и опаснее, чем сами маршруты (наиболее объективно опасный участок восхождения на Ю. Домбай 3А кат. тр. сейчас – скальные «ворота» перед выходом на Домбайский перевал; подход по разорванному леднику под в. Эрцог отнимает больше времени и сил, чем сама вершина). Многие маршруты Приэльбрусья и Безенги стали крайне камнепадоопасны, лёд появился там, где склоны были снежными до конца сезона. Всё это требует детальных консультаций со знатоками района, работниками МЧС и спасслужб, а так же с группами, недавно прошедшими маршрут.

Процедура выпуска на восхождение должна стать максимально неформальным методом обучения ещё и потому, что существовавшая в недавнем прошлом система двойного контроля готовности групп к выходу – в виде «выпуска» инструктором и проверки при регистрации маршрута в спсотряде или КСП – в настоящее время утрачена: последняя сведена к простой записи в «Книге выходов» службы МЧС.

ОЦЕНКА ПРИГОДНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

Профессиональная пригодность определяется и оценивается в большинстве сфер человеческой деятельности. В любых видах спорта пригодность и перспективность начинающих служат основным критерием отбора для спортивного совершенствования. И только в альпинизме, где цена ошибки бывает так высока, традиционно считается, что на вершину должен зайти каждый, кто оплатил пребывание в горах. В этом стремлении к уравниловке – корни множества трагических происшествий в альпинизме. Одна из задач инструктора – в трезвой и непредвзятой оценке пригодности обучаемых к дальнейшим занятиям альпинизмом.

Недостатки физической подготовки и выносливости, как и технические недоработки, нередко устраняются упорством и целенаправленными тренировками, или компенсируются личными качествами спортсмена. В большей степени должны настораживать особенности психического склада и характера обучаемого, которые могут делать его подлинной «опасностью» в горах. Личная недисциплинированность, несобранность, постоянное пренебрежение опасностью в сочетании со слабой техникой передвижения и страховки – вот основные критерии профессиональной непригодности в альпинизме. Необходимо обращать внимание и на черты характера, которые затрудняют общение в спортивном коллективе, и нередко делают своего обладателя нетерпимым – эгоизм, замкнутость, лень, стремление отсидеться за спинами товарищей в критической ситуации, показную браваду.

Опубликовано: 
2 October, 2019

Новости экспедиций

24 November, 2020

23 ноября 2020 года ушел из жизни ветеран харьковского альпинизма, известный спортсмен, методист и спасатель  Валентин Степанович Неборак (1930-2020)!

Прощание с телом состоится в пятницу, 27 ноября, в 10:00 возле морга больничного комплекса на ул.Балакирева (Больница скорой помощи №4). Харьковская федерация альпинизма и скалолазания выражает соболезнование родным и близким!

Мастер спорта СССР по альпинизму (1966), инструктор-методист 1-й категории, обладатель жетона «Спасательный отряд» (1967). Чемпион Украины. Архитектор, ведущий специалист Харьковского проектного института «Промстройниипроект».

23 November, 2020

Сегодня, 23 ноября 2020 года ушел из жизни ветеран харьковского альпинизма и скалолазания Борис Яковлевич Городилов (1945-2020)!

Прощание состоится в среду, 25 ноября в 9:00, возле подъезда № 3 дома № 1 по переулку Северный (район станции метро Масельского).

Харьковская федерация альпинизма и скалолазания выражает соболезнование родным и близким!

КМС по альпинизму, инструктор-методист 1-й категории, обладатель жетона «Спасательный отряд» (№ 1474). С 1977 по 1985 год  − тренер альпинистской секции ХГУ.

19 November, 2020

Подходит к завершению не простой, но безаварийный сезон горовосхождений. Даже в условиях пандемии и ограничения выезда за рубеж, харьковские альпинисты смогли сделать восхождения не только в Карпатах, но и горах Турции, Южной Америки и даже в Гималаях!

Пора подводить итоги! Федерация альпинизма и скалолазания Харьковской области принимает заявки на участие в заочном Чемпионате Харьковской области по альпинизму 2020 года!

9 November, 2020

Обращаюсь к своим землякам - альпинистам славного Харьковского клуба альпинистов, история которого приближается к 100-летнему Юбилею!

Уже несколько лет подряд существует славная традиция выпускать при содействии издательства "Золотые страницы" ежегодный настенный календарь "Вершины харьковчан".

21 October, 2020

Библиотека Харьковского клуба альпинистов пополнилась новым изданием альманаха «Годы и тропы». Заказы на приобретение книги принимаются на book@alpclub.com.ua или иным доступным способом!

В 4-м издании Альманаха, подготовленном к 70-летнему юбилею Харьковского спортивного туризма, собраны авторские статьи ярких представителей разных поколений путешественников о походах во всех видах туризма — пешеходном, лыжном, горном, водном, велосипедном, авто-мото, спелео и парусном, а также каньонинге.

Общая направленность сборника — показать молодым людям, только пришедшим или делающим свои первые шаги в этом спорте, каких высот в разных видах спортивного туризма можно достичь.