Свяжитесь с нами   |   Контакты

МЕДЛЕННЫЙ ФЕВРАЛЬ. Новый маршрут на Ерыдаге от харьковских альпинистов

автор:
Полтавец Евгений

На вокзале в Дербенте сильный мороз и куча снега. Море замёрзло на несколько сотен метров от берега. Местная милиция с  состраданием смотрит на нас и, нарушая все существующие традиции, даже не спрашивает документы. «Куруш? Ерыдаг? Плохое время вы выбрали ребята» - говорят они нам.

Наш старый знакомый Нариман возит нас в Куруш уже третий год подряд. В этот раз он предусмотрительно взял лопаты. Нариман сразу предупреждает, что много снега и до Куруша мы не доедем. Но мы полны веры в проходимость УАЗика и силу шанцевого инструмента.

После нескольких часов копания траншеи и толкания машины эта вера подорвана. Мы признаём своё бессилие, выгружаем вещи и с самым необходимым идём в посёлок.

Утром, сходив за грузами, идём на ферму узнать, что с пропусками. По дороге умудряемся запустить лавину. Пропусков нет, но благодаря содействию Петра Леонова, решаем этот вопрос и успеваем заброситься в базовый лагерь.

На следующий день за две ходки заносим грузы под наш бастион. Постоянно метёт и сыпет снег, видимость низкая. Без привычки  минус 15 кажутся адским холодом. Как окажется впоследствии, это были самые теплые дни экспедиции.

В наших планах всего один день обработки. Во время прошлогодней попытки я пролез две верёвки и теперь мне предстоит повторить их. Погода отвратительная: мороз, ветер и снегопад. Лезу как черепаха, постоянно отогревая пальцы. Но к обеду ветер немного стихает и я ускоряюсь.

Третья верёвка откровенно четвёрочная, но о лазании не может быть и речи. Пологий внутренний угол забит снегом. Иду на фифах, раскапывая перед собой рельеф и непрерывно засыпая страхующего.

На второй день отрываемся, проходим две несложные верёвки и успеваем обработать десять метров второго бастиона.

Второй бастион – наиболее сложная часть маршрута. Первые 40 метров – зеркало, в ход идёт пробойник. Далее рельеф позволяет идти на якорях и крючьях, но без долбёжки всё равно не обходится.

Постоянно дует сильный ветер. Нас ещё трое и раз в день мы меняемся на страховке... На четвёртый день Саша Заколодний понимает, что заболел. В четыре утра проводим совещание, обговариваем техническую возможность спуска. В 8.30 заканчиваем спуск и поднимаемся обратно. Следующие 10 дней нам предстоит провести вдвоём.

Всегда грустно, когда кто-то покидает команду, но мы полны решимости закончить маршрут.

Мне очень нравятся восхождения в двойке, и эту линию в своих мечтах я хотел пройти именно так. С Женей Тимко я знаком давно. Знаю, насколько он стойкий и надёжный напарник. Мы верим друг в друга и без тени сомнения продолжаем восхождение.

В качестве стимула высоко вверху над нами огромный нависающий внутренний угол третьего бастиона. Красно-коричневый монолит смотрится фантастически красиво. Когда на душе совсем кисло, каждый из нас, задрав голову, смотрит вверх и укрепляется в желании добраться и пройти его.

В целях облегчения вместо платформы у нас палатка BD Tempest. В ходе восхождения приходится расширять границы сознания относительно полок и снежных надувов, пригодных для бивака.

Потянулись дни, похожие один на другой: в 6.00 нужно вылезти из спальника

и начать бодриться,

в 8.00 начинаем лезть.

(или баульничать:)

В 17.00-19.00 финишируем.

Температура минус 20-25 градусов, но мы уже привыкли к холоду и не замечаем его.

В один из дней потеплело до -14, на солнце можно было даже снять перчатки.

но за этим последовала не оттепель, на которую мы надеялись, а два дня снегопадов и метелей.

Вечером 13-го дня мы практически закончили маршрут. Но на плато бушевал ветер, и мы благоразумно заночевали на стене, буквально за 10-15 метров до перегиба.

Примечательным выдался выход на вершину. Минус 27 и сильный ветер. Женя, преодолев последние метры, уходит за перегиб и, «покопавшись» какое-то время, кричит классическую фразу «не грузи перила». На тридцатиградусном глинистом склоне не оказалось ни выступа, ни куска монолита, пригодного для шлямбура. Ему оставалось лишь набить фиф-якорей в глину и самому, упершись ногами в склон, изобразить точку страховки.

Всё бы хорошо, но на станции я не одинок. Со мной два баула по 25 кг. Пока решили эту ситуационную задачу, на Женю намело сугроб.
Но вот и вершина.

Пять минут счастья, записка, фотки и скорее вниз. Сильный встречный ветер, но отличная видимость. Сейчас это главное. Находим спусковую двойку с Сельды и к вечеру приходим в базовый лагерь.

Я представлял себе этот момент немного иначе. Не было ни бурной радости, ни фатальной усталости, зато накатилось странное ощущение окончания чего-то удивительного и неповторимого.

На мой взгляд, маршрут получился логичный и длинный. Ввиду того, что это первая линия на данном бастионе, мы имели возможность  выбирать самый логичный путь. В итоге: 35 участков, плюс 7 участков по полкам. Общая длинна - 1930 метров. К сожалению, последний пояс скал оказался сильно разрушенным, и мы обошли его справа. На последних двух верёвках скалы залиты глиной, это добавляет сложности. Маршрут оборудован 32 шлямбурами 8/35мм ( 24 на станциях и 8 промежуточных). Съёмники не использовались.

Благодарим Экипировочный центр «EXTREME» г. Харьков
за качественное снаряжение: «LA SPORTIVA», «BEAL», «GRIVEL», «KONG», «MILLET», «BLACK DIAMOND», «PRIMUS».

Опубликовано:
12 March, 2012

ОСТАННІ НОВИНИ

24/02/2024
90-річний Ювілей Юрія Михайловича Мацевитого!!!

90 років виповнюється 24 лютого 2024 року Мацевитому Юрію Михайловичу – Майстру спорту з альпінізму, Заслуженому тренеру України, інструктору-методисту 1-ї категорії, Чемпіону України.
Вітаємо Юрія Михайловича! Бажаємо здоров'я та очікуємо дуже цінних для нашого клубу спогадів у майбутній книзі про харківських альпіністів.!
На початку 1960-х років Юрій Михайлович очолював секцію альпінізму ХПІ, з 1958 по 1973 рік – обласну секцію ДЗГ «Буревісник», з 2003 по 2007 рік – Президент Харківської обласної Федерації альпінізму та скелелазіння.

16/01/2024
Запрошуємо сплатити членські внески на 2024 рік!

Відкривається сплата поточних членських внесків на 2024 у ГО «ФAiC України» та Відокремлений підрозділ у «ФAiC України» у Харківській області (умовно - ФАСХО).

Згідно Положення про членські внески, оплату треба зробити до кінця лютого. Якщо це не буде зроблено, після 10 березня можуть бути обмеження до участі у всеукраїнських змаганнях.

Внесок у ГО «ФAiC України» складає 250 грн дорослі, 100 грн - діти, для нових людей - разовий вступний внесок у ГО «ФAiC України» (200 грн); внесок в ФАСХО (ХОКА) – базова ставка – 200 грн.

01/01/2024
Вітаємо з Новим 2024 роком!

Альпіністів та скелелазів, мандрівників та тих, хто мріє подорожувати, вітаємо з Новим роком!
Нехай Новий рік принесе нам Перемогу та повернення до мирного життя! Нехай у нас знову буде багато цікавих подій, змагань, заходів, мандрівок! Нових яскравих вражень!
За два роки війни ми втратили багато наших друзів, котрі загинули на фронті, захищаючи Батьківщину! Багато друзів залишили нас внаслідок бомбардувань та обстрілів, від хвороб та стресу. Ми їх пам'ятатимемо завжди!

Зараз, як і рагіше, ми працюємо для спортсменів: скелелазів, альпіністів класичних, скі-альпіністів, скайрайнерів і льодолазів. Ми відряджаємо на змагання, оформлюємо спортивні розряди, за необхідністю надаємо інші послуги. Хто бажає брати участь в змаганнях, повинен оплатити членські внески за 2024 рік в ФАіС України та ФАіС Харківської області. Хто зараз не змагається, може це зробити за бажанням. Більше про внески тут- alpclub.com.ua/card

30/11/2023
Помер ветеран альпінізму Володимир Рибченко.

Повідомляємо про чергову втрату в лавах нашої спільноти альпіністів. 5 жовтня 2023 року  пішов із життя наш товариш, людина надзвичайної скромності, доброти та турботи – Рибченко Володимир Дмитрович (1954-2023). Майстер спорту, призер чемпіонатів СРСР з альпінізму.
Ми з ним пройшли багато вершин, але особливо запам'яталося першопроходження на пік Одеса (4810м) на Памірі – стіна з перепадом 1300м, середньою крутістю 83 градуси, де 4 ночі ми ночували в гамаках. Також у нього призовий маршрут на Хан-Тенгрі. Він приймав участь в рятувальних роботах під час землетрусу в Спітаку.

10/11/2023
Любов Сухарєва - 75!

З 75-річчям вітаємо нашу Вельмишановну Сухарєву Любов Миколаєвну!

Бажаємо здоров'я, достатку, миру і добра!!!

Віремо, що доживемо до Перемоги, зберемося всі Харківському клубі альпіністів, як і раніше, будемо спілкуватися, згадувати буремні часи та обговорювати плани на майбутнє!